Душевные беседы

душевные беседы

Заводящий в исследовательских хороводах не только стоит в голове хоровода и умеет завести хороший хоровод, он ещё может правильно провести «разбор полётов».

После каждого хоровода мы за чаем делимся своими впечатлениями. Так продолжается работа, начатая в хороводном движении. Важно, чтобы поделился и высказался каждый участник. Если кто-то умолчит свою невысказанную проблему, она в следующем хороводе обязательно проявиться физически. На участнике с оставшейся проблемой движение застревает, наматываются узлы, хоровод разрывается. 

Дать выговориться каждому участнику на разборах между хороводами легко. Мы одновременно больше одной мысли думать не можем, поэтому, если глубоко не копать, разговор получается недолгим. А так как после хороводов обязательно что-то волнует, то этот разговор получается ещё и по существу.

Если попадается болтун, то это не проговоры. На монологи и рассказы не стоит тратить время. Лучше останавливать. Но аккуратно. Не такими фразами: «нет, не так», «не то говоришь», «не так говоришь», «не от души». Это всё грубые ошибки. Так можно делать, если хочешь получить узлы на этом участнике в следующем хороводе.

 

Остановить такого человека можно словами, от которых возникает чувство завершённости и продолжать не захочется: типа «хорошо, всё понятно», как бы подведя итог всему сказанному. Не возражать. Возражение всегда ведёт к продолжению разговора. Не дополнять рассказ. Только подтверждение всего сказанного.

Есть ещё правила ведения душевной беседы, соблюдая которые мы можем помочь выговориться участникам. Их соблюдение помогает не только избежать грубых ошибок, из-за которых возникают ссоры и обиды, а ещё разобраться в проблемах, которые мы сами себе создаём по жизни. 

 

Спрашивай в меру

Особенно актуально в начале мероприятия во время знакомства. Вступительная часть хоровода штука важная. Пришедшие быстро вливаются в процесс. Общение делается теснее, душевнее. Мы становимся ближе друг другу. Закладываются задачи хоровода как общие, так и индивидуальные.

Самое важное на Знакомстве – высказать то, что принёс в своей голове. Оно ж будет мешать работе над собой и тормозить движение дальше. Особенно касается новичков. Он бедный осмелился прийти в новое неизвестное ему место. Не знает, туда ли он попал, куда ожидал. И естественно боится об этом спросить. Что-то его волнует. Если ему помочь, предоставив слово, он скажет именно то, что ему мешает. И этого вполне достаточно. По теме и по задачам пусть говорит только если ему хочется. Тянуть из него ничего не надо. Это будет медвежья услуга. Пусть осваивается. Не приставай к людям за ненадобностью.

Итак, новичкам задаём общие вопросы: Что привлекло? или Что ожидаешь от хоровода? Старичкам нужны вопросы конкретнее: Что можешь сказать по теме? Какую задачу собрался проработать? 

 

Знай место шуткам и веселью

Все мы не любим рассказывать про свои слабые места. Боимся. Прячем их за остроумие или ещё каким-нибудь хитрым способом. Не хотим, чтобы на них вдруг надавили. Что там надавили! Чуть задень и уже удар. Вот и не бей туда.

Пошутить и тем самым разрядить обстановку дело полезное, но не в этом месте. Не ржи над слабостями. В таких местах, когда идёт проговор с переживаниями, не только смеяться, просто указывать на недостаток недопустимо. Человек закроется. А наша цель его раскрыть. Пусть выскажет, что у него в этом месте наболело. Чем больше расскажет со всеми подробностями, тем вероятнее наступит просветление. Вспомнит, осознает прошлый случай, и больше не будет этой кнопки. Вот тогда и смейтесь вместе с ним.

 

Не оценивай состояние участника

Этот пункт вытекает из предыдущего. Оценивая недостатки, и напрямую указывая на них, мы, по сути, обесцениваем человека, т.е. давим на слабые места. Увидел недостаток – молодец. Помогай выговариваться на эту тему.

 

Помогай проговаривающему не застревать и двигаться дальше

Из всех разговоров не все будут проговорами. Митинги, увлекательные выводы о том, как правильно поступать в этой жизни, и словесный понос монолог нам не нужны. Пустая трата времени. Имеют ценность только те рассказы, в которых человек делиться своим озарением или переживанием.

Рассказать о своём озарении, даже незначительном, полезно, т.к. это закрепление. Такой рассказ достаточно просто внимательно послушать.

Рассказ о своём переживании это путь к озарению. Тут надо помогать вопросами, постараться сделать из рассказа диалог. Необходимо уточняющими вопросами не давать застревать проговаривающему. Спрашивай только о том, что он говорит. Особенно в тех местах, где тухнет речь, где гаснет жизнь.

Выйти на правильный и эффективный проговор можно только поддерживая диалог. Т.е. от заводящего требуются не только вопросы. Не стоит забывать где-то поддакнуть, где-то угукнуть, или вставить уместное подтверждение. Никогда не будут лишними: «ясно», «понятно», «ага», «угу».

Хороший проговор всегда рассказывается о себе и только в настоящем времени.

Бывает, проговаривающий начинает говорить вроде бы о себе, но использует слово «ты». Поможет в этом случае своевременный вопрос, например «А ты что делаешь?», и участник сразу переходит на разговор с использованием «я», а не «ты».

Так же «лечится» и рассказ в прошедшем времени. Все вопросы задаются сформулированные в настоящем времени.

 

Позволяй проговаривающему быть самим собой

Злится? Пусть злится. Ревёт? Пусть ревёт. Это очень ценное место проговора. Его надо пережить. Помешаешь участнику во время проговора быть собой – сам же и перекроешь процесс очищения сознания. Не мешай своей жалостью. Всё что нужно в этом случае – задавать вопросы дальше.

 

Не умничай

Ничего не объясняй и даже не подсказывай, не поправляй высказываемую информацию по-своему. Там нет логики. Если участник говорит что-нибудь логичное, значит это не проговор.

Подсказывая и объясняя, мы мешаем наступлению понимания. Настоящего понимания. Того, когда происходит просветление и озарение.

- Учитель, скажи, где место совершенного мира и покоя.
- Если я тебе укажу это место, в нём не будет ни мира, ни покоя.

 

Создавай условия для хороших разборов

Когда приглашаешь на чай, предлагай сделать круг и высказываться по принципу: один говорит, остальные слушают. Иначе теряется сила, создаваемая коллективом.
Всем собраться вниманием и выдержкой на время рассказа одного из участников непросто. Всегда «вырастит» какой-нибудь умник. Умничает – прерви. Тут нет больного места, той самой кнопки. А если выскочка из тех, кого зацепило – аккуратно останови. Он будет проговаривть следующим.